вторник, 7 февраля 2012 г.

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ


Тема сегодняшнего родительского собрания –

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ.

Немного теории.

С 5 по 9 класс ребенок проходит великий путь в своем развитии: через
внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и
восхождения он может обрести чувство личности.

Отрочество – период, когда подросток начинает по- новому оценивать свои
отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает
потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал
на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.
Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в
стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех,
на кого направлено отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма
отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком
собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся
чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «МЫ»,
однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может.
Он еще не способен в одиночестве предстать перед миром людей как
уникальная личность, которой оно стремиться стать. Его потерянное «Я»
стремиться к «МЫ». Но на этот раз это «МЫ» составляют сверстники.
Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками.

Подростки переживают радость от приобщения к познанию, моральные
ценности, качества личности также становятся для них объектом
самовоспитания. Отроки стремятся переосмыслить то, что они сделали
предметом своего интеллектуального постижения и , прочувствовав, выдать
и утвердить это как продукт своего мышления.

Иначе расставляются акценты в жизни – семья, школа, сверстники –
обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в
шкале ценностей. В школе формированию нового отношения к ценностям
помогает переход в среднее звено. Необходимость научению новых
приемов общения с педагогами, самостоятельности, изменение подхода
к внеклассной деятельности – способствует должному развитию отрока.

И здесь очень важно, какой стиль воспитания направлен на ребенка в
семье, насколько в семье понимают потребности ребенка в другом к себе
отношении, насколько ценят появившееся у него чувство взрослости. И
в стиле общения со сверстниками ( одна из главных потребностей в этом
возрасте) подросток дублирует, как правило, способы его взаимодействия в
семье.

Поэтому одним из первых тестов с 5 классами выполняется проективный
тест – рисунок семьи. Анализ детских рисунков показал , что из 20 ребят
6 вообще не нарисовали себя на рисунке семьи. Это говорит о отсутствии
эмоциональной связи в семье. Ребенок не соотносит себя со своей семьей,
нет ощущения семьи – нет чувства опоры, стабильности. И на остальных
тестах проявляется повышенная тревожность, проблемы в общении и
поведении. Один ребенок из класса нарисовал только себя – самая большая
ценность для него – он сам. В оставшихся 14 работах наблюдается , в той
или иной степени, повышение уровня тревожности, эмоциональная
напряженность, во многих рисунках прослеживается занижение
статуса ребенка в семье.

А в стиле общения со сверстниками ребенок , как правило, копирует стили
взаимоотношений в семье, а от реализации главной потребности подростка

– общения – зависит общее развитие, в том числе и психологическое и

физическое.

В подростковом возрасте у ребенка критическое отношение ко всему
– и к родителям в первую очередь. Но манеру поведения, отношения
к окружающим, он берет именно от родителей. И здесь мне хочется
вспомнить одну народную мудрость:

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

посеешь привычку – пожнешь характер,

посеешь характер – пожнешь судьбу.

Задумайтесь,

а что сеете вы ............................

1. Какие семейные ритуалы и традиции соблюдаются в вашей семье?
2. Как часто вы задаете ребенку вопросы: а ты как считаешь? Что бы ты
сделал на моем месте? Как, по-твоему, мы правильно поступили?
3. Сколько времени в течении недели вы проводите совместно? За
чтением книг, играми, просто болтая или гуляя по улице. Поездки по
магазинам не считаются.
4. Как часто в семье решаются конфликты в присутствии ребенка?
5. Позволяете ли вы себе высказывать негативное мнение об общих
знакомых в присутствии ребенка, об одноклассниках, учителях,
соседях, других членах семьи?
6. Знаете ли вы друзей ребенка по именам, вмешиваетесь ли в их
отношения или доверяете ребенку самому выстраивать дружеские
отношения?
7. Когда последний раз вы просто слушали своего ребенка – не давали
советов, учили, наставляли, а просто слушали, пытаясь понять?
Разговаривали «ни о чем»?

Одна из важнейших ценностей для эмоционального ребенка – семья. И
если семья – это опора, поддержка (поддержка – это не значит решение за
ребенка его проблем), понимание и принятие ребенка таким, какой он есть,
то и в школе адаптация проходит успешно. И в жизни ребенок успешен.

О том, что мысль материальна, говориться последнее время все чаще. Что
же тогда говорить о воздействии на человеческую жизнь слов. То, какими
словами называем мы ребенка, безусловно влияет на его развитие. То, какие
слова мы находим для близких, друзей, учителей и одноклассников ребенка
влияет на его отношение к людям, и окружающих людей к ребенку – что
посеешь, то и пожнешь…

Комментариев нет:

Отправить комментарий